▼ Задать вопрос

Отправка сообщения


Проблемы ЖКХ с точки зрения ОЗПП

15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей.
Немного истории.
Отмечается этот день в годовщину выступления президента США Джона Ф.Кеннеди в Конгрессе в 1961 году. В выступлении были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. В России этот день получил признание в 1992 году после принятия Закона о защите прав потребителей. Это дало толчок созданию в стране многочисленных общественных организаций, избравших для себя это поле деятельности.
Легко ли им защищать интересы потребителей, которыми являемся мы все?
Об этом, а также о наиболее актуальных с точки зрения общественников проблемах журналистам газеты «Обнинск» рассказала заместитель председателя Обнинского общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Нина Илларионова:

— Наше общество образовалось в 1992 году, сразу после принятия Закона. Официально мы зарегистрированы с января 1993-го. Через четыре года организация раскололась. Большинство ее членов не поддержало решение тогдашнего руководителя претендовать на грант Сороса. Те, кто разделял эту позицию, выделились в отдельную структуру. Сегодня это комитет по защите прав потребителей, ему оказывает содействие депутат областного Законодательного Собрания Т.М.Котляр. Есть еще центр защиты прав потребителей, его деятельность курирует партия «Яблоко».
Наше общество с 1997 года возглавлял Г.Н.Сивков, его хорошо помнят жители города. После кончины Георгия Николаевича в 2004 году председателем стал Г.И.Елизаров. Я являюсь бессменным заместителем председателя ОЗПП с момента его образования, то есть с 1992 года. В 2007 году мы успешно прошли проверку Федеральной регистрационной службы по Калужской области Министерства юстиции РФ.

Надо сразу отметить: эффективная работа обществ по защите прав потребителей невозможна без поддержки государственных структур — информационной, консультативной и т. д. До 2005 года это направление деятельности курировал антимонопольный комитет, у нас сложились хорошие связи, что помогало решать конкретные вопросы. Потом функции по защите прав потребителей было решено возложить на новую структуру — Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Управление Роспотребнадзора по Калужской области формировали на базе службы санэпидемнадзора, и пока решались организационные вопросы, подбирались кадры, общественные организации оказались без достаточной поддержки. Это был трудный период, который пережили далеко не все. Если раньше в области было порядка 25 обществ по защите прав потребителей, то сегодня их девять: шесть в Калуге и три в Обнинске. В прошлом году служба Роспотребнадзора, что называется, встала на ноги, и с нами начали вести активную работу. При правительстве области создан межведомственный координационный совет по защите прав потребителей. В этом году прошло уже два его заседания, в котором приняли участие и общественные организации. Все это говорит о том, что данному направлению государство стало уделять очень большое внимание, и мы сразу же ощутили действенную поддержку, в первую очередь, со стороны областного министерства конкурентной политики и тарифов, которому вменили в обязанность координацию работы общественных организаций по защите прав потребителей.

26 февраля я в числе других выступала на первом заседании межведомственного совета, где по просьбе организаторов обозначила главные проблемы. В связи с тем, что наше ОЗПП сфокусировало свою работу на реформе ЖКХ (всего силами общественников объять невозможно), то я сказала, что сейчас у нас главная проблема — это нормативы на жилищно-коммунальные услуги (теплоснабжение, горячее и холодное водопотребление и водоотведение). По нашему мнению, они в Обнинске завышены. За это дело мы взялись еще в 2004 году, но так ничего до сих пор и не изменилось. Действие нынешних нормативов заканчивается в ноябре этого года, они утверждались городским Собранием на три года в 2006-м. Тогда контрольно-счетная палата горсобрания дала свое заключение по проекту постановления администрации города «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», в котором отметила превышение обнинских нормативов потребления и холодной (ХВС), и горячей (ГВС) воды, и тепла по отношению к ГОСТу. Так, по действующему ГОСТ Р 51617-2000 норма ХВС для домов с полным благоустройством составляет 195 л на человека в сутки, по ГВС — 85 л. У нас же в Обнинске норматив по ХВС — 267 л, по ГВС — 105 л. В то же время в Калуге норматив по ХВС — 167 л на человека, по ГВС — около 100 л. Отмечены были в заключении и отклонения в нормативе по теплоснабжению. В частности, согласно постановлению правительства РФ № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» плата за полотенцесушитель однозначно должна быть включена в оплату горячего водоснабжения, а у нас она включена в строку «теплоснабжение».

Тем же постановлением №306 предусмотрены три метода расчета нормативов: расчетный, который применяется у нас, аналоговый, по которому данные получаются с применением измерений общедомовыми приборами учета по разным типам жилых домов, и экспертный. КСП считает, что для определения нормативов необходимо применять аналоговый метод. Он дает более точную картину нормативов потребления коммунальных услуг. В общем, есть проблема, и ее надо решать. Мы неоднократно поднимали эти вопросы перед администрацией, но за три года ничего не изменилось. В том числе и с установкой общедомовых приборов учета, которые позволили бы перейти на аналоговый метод расчета нормативов. Средства на эти цели в бюджете города выделялись, но в 2006 году они вообще не были реализованы, в 2007 году — на 25%, отчета за 2008-й пока нет, но, мне кажется, ситуация существенно к лучшему не изменилась. На этот год тоже предусмотрено 4 млн рублей, будем надеяться, что дело сдвинется. Но работа явно затянулась, а к нам постоянно обращаются жители города. Это и понятно, ведь многие установили у себя в квартирах счетчики на воду, и обнаружилось (в том числе для соседей), что на самом деле воды потребляется раза в два меньше.

Что касается тепла, то приведу конкретный, жизненный пример. В газете «Обнинский вестник» от 26 марта опубликован годовой отчет управляющей компании жилого дома по ул. Энгельса, д. 9/20, за 2008 год. Оказалось, что экономия по отоплению у них составила 156175 рублей. Председатель правления дома в комментарии объяснил: это разница между начислением платежей по нормативу потребления тепла и по показаниям домовых приборов учета. А вот по горячему водоснабжению у них недобор платы в 40319 рублей. Что объяснимо: полотенцесушитель не в той строке. Это — реальная картина.

К заседанию координационного совета мы подготовили свои вопросы. Реакция, надо сказать, была почти моментальная, Министерство конкурентной политики и тарифов провело предварительные расчеты. Как мне сказали, завышение наших нормативов подтвердилось. Теперь от горадминистрации затребованы документы с обоснованием действующих нормативов, и, мы очень надеемся, что уже к новому отопительному сезону будут изменения по теплу, а с нового года — по холодному и горячему водоснабжению.

Возьмем еще один норматив: на уборку мусора. В свое время он был установлен, что называется, с запасом по отношению к ГОСТу (1,16 кубометров вместо 0,91 в год на одного жителя). Кстати, в нем заложены 5% на вывоз крупногабаритного мусора. Казалось бы, достаточно, но город грязный. В чем дело? Я считаю, не в нормативе на твердые бытовые отходы (ТБО). Каждый житель за ТБО платит сполна, но — за себя. А кто платит за десятки тысяч гостей города? Недавно миграционная служба проинформировала через газеты: официально зарегистрировали свое пребывание в городе более 20 тысяч иммигрантов. На самом деле, не секрет, их намного больше. И все оставляют после себя отходы, и все пользуются коммунальными услугами, в том числе горячей-холодной водой, водоотведением. А норматив рассчитывается путем деления общего объема потребленной воды на численность населения. И пока нет ясности, сколько же на самом деле потребляет воды каждый житель (а это может быть установлено только аналоговым путем, а не расчетным), власть не оценит реальных потерь и не станет принимать меры, как это делается в Калуге.

Всеми этими проблемами наше общество защиты прав потребителей занимается и будет заниматься. Думаю, положительных результатов мы с помощью областного министерства конкурентной политики и тарифов и управления Роспотребнадзора добьемся.


                    Опубликовать в своем блоге livejournal.com          
Рост квартплаты

Анекдот дня:

В России планируются авансовые платежи ЖКХ. Новая акция от ЖКХ: заплати за 10 лет вперед, умри досрочно, венок от ЖКХ - в подарок!

Другие анекдоты ЖКХ-тематики

Ваш комментарий