Аппетиты авиаторов нужно умерить
Член комитета Госдумы по экономической политике, депутат фракции «Справедливая Россия» Александр Четвериков обратил внимание, что множество законов, регулирующих права потребителей, фактически не защищают права авиапассажиров – они касаются преимущественно розничной торговли.
Мнение депутата разделяют и пассажиры, которые жалуются на завышенную стоимость билетов. Действительно, если сравнить стоимость аиаперевозок российских авиакомпаний с зарубежными, то станет ясно, что мы переплачиваем по крайней мере вдвое.
Возьмем, к примеру, Испанию. Самый скромный билет эконом-класса из Москвы в Барселону, по данным сайта компании Аэрофлот, обойдется пассажиру в 10 500 рублей, а на таксы и сборы придется добавить еще 2 тысячи. Зато испанская компания Vueling готова доставить россиян в этот же город всего за 100 евро, правда, если брать билет заранее. Как говорится, почувствуйте разницу.
Вот что сказал по этому поводу депутат:
– Закон «О торговле» Госдума обсуждала около двух лет, его содержание вызвало широкий общественный резонанс, а тем временем отрасль авиаперевозок отошла даже не на второй, а на пятый план.
Сместив акцент на авиационную безопасность, мы упустили ценообразование и отношение к пассажирам. А поскольку авиаторы предоставляют населению услуги – эта сфера деятельности также должна регулироваться.
Ко мне поступает огромное количество обращений от граждан относительно завышенных цен на билеты. Завышены они, и вправду, необоснованно, спекулятивно.
Люди не повинны в том, что в нашем календаре имеются праздничные дни. На каком основании они обязаны выкладывать внушительных размеров суммы за авиабилеты? Авиакомпании наживаются на том, что гражданам дано право на празднования. Причем, не только дышащие на ладан, но и самые крупные, с государственным участием.
Одна из известных компаний, кроме того, продает на большое количество рейсов билеты на 110 процентов мест. На несуществующие места. Поступает так потому, что, по их статистике, 5-10 процентов купивших билеты в аэропорты не приезжают. Но нередко случается так, что пассажиры являются в полном составе и «лишние», имеющие билеты, получают отказ в перевозке. На мой взгляд, это – мошенничество. Антимонопольному комитету и правоохранительным органам следует обратить внимание на данные факты.
Структуры, которым положено действовать оперативно, функционируют, увы, по расхожему шаблону: проявляют реакцию лишь после взрыва «накопленного пузыря». Доходит глас возмущенного народа до высокого чиновника – структуры принимаются активно «разрешать» проблему: рассылают специалистов с «дубинами» по авиакомпаниям. Страсти утихают – все возвращается на круги своя.
А если бы структуры не дожидались «взрывов», а решали текущие проблемы, говоря авиационным языком, «на подлете», – права авиапассажиров в массовом порядке не нарушались бы.
Навести порядок в тарифах на билеты возможно тем же способом, которым навели порядок в сфере торговли, – определением «потолка» наценок.